Эксперты Общероссийского народного фронта в Ивановской области считают начало работы регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами с 1 июля 2017 г. на территории региона преждевременным. Новые условия обращения с отходами обсуждались на совместном заседании региональной рабочей группы Народного фронта «Качество повседневной жизни» и региональной группы общественного мониторинга ОНФ по проблемам экологии и защиты леса.
В частности, было отмечено, что отсутствует полный пакет нормативно-правовой документации, не разработана региональная программа по обращению с ТКО. Территориальная схема ранее уже подвергалась критике экспертов ОНФ, которые пришли к выводу, что в ней имеется масса недоработок. По всем выявленным экологическим нарушениям готовятся обращения в надзорные органы.
Вопросы вызывает и конкурсный отбор регионального оператора. «Согласно существующему законодательству учредители и руководители предприятия – участника конкурса должны были пройти проверку на отсутствие неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономической деятельности. Между тем, организация-участник после победы в конкурсе была переименована. И данную проверку новые учредители и руководство общества с ограниченной ответственностью не проходило. Из этого можно сделать вывод, что действия по внесению изменений в ООО были сделаны для обхода указанной выше процедуры», – считает руководитель региональной группы общественного мониторинга ОНФ по проблемам экологии и защиты леса в Ивановской области Владимир Избалыков.
Сопредседатель регионального штаба Общероссийского народного фронта в Ивановской области Дмитрий Сафонов отметил, что, несмотря на начало работы регионального оператора уже с 1 июля 2017 г., до сих пор не установлены тарифы для населения. «Подходы к их формированию вызывают недоумение. В тарифную составляющую помимо расходов на сбор, вывоз и захоронение отходов включены сбытовые расходы регионального оператора, плата за негативное воздействие на окружающую среду. На каком основании включается этот пункт, если в 2017 г. данный сбор не взимается, – прокомментировал Сафонов. – Региональный оператор, представляя свои расчеты, не учел, что при сборе мусора мусоровозом объем отходов уменьшается, а значит, должны значительно сокращаться и расходы на сбор и вывоз отходов». По подсчетам экспертов Народного фронта, расходы на сбор и вывоз мусора должны быть меньше в среднем на 50%, а расходы по захоронению отходов – в среднем на 10%. Кроме того, операционные расходы регионального оператора значительно завышены, считают общественники.
Член регионального штаба Общероссийского народного фронта в Ивановской области Наталья Ромахова обратила внимание на отсутствие системы взаимодействия между региональным оператором, управляющими компаниями или ТСЖ и жителями в части уборки и вывоза мусора с контейнерных площадок. «Непонятно, чья в данном случае зона ответственности. Ведь многие ТСЖ сейчас заключают прямые договоры на вывоз мусора с частными компаниями. Как будет работать данная система с 1 июля, неизвестно», – отметила Ромахова.
«Предполагается, что любая реформа должна решать проблему и улучшать качество поставляемых услуг. Пока мы видим, что тариф для населения может вырасти как минимум вдвое, при этом качество услуги не изменится. Считаем введение регионального оператора по обращению с отходами в Ивановской области преждевременным и предлагаем отодвинуть сроки до разрешения всех спорных моментов», – заявил Сафонов.